С чего всё началось
«Альт» — одна из крупнейших компаний на российском рынке. Если вы пользовались классическими зелеными тетрадками с таблицей умножения (а наверняка так и было), значит, вы уже знакомы с продукцией этой компании. Помимо тетрадей «Альт» продает записные книжки, маркеры, книги учета, календари, товары для квиллинга, раскраски и пр. — в общей сложности около 10000 позиций.
У компании не только широкий ассортимент, но и крупная сеть покупателей-оптовиков — около 30000 юридических лиц. В основном продукция распространяется через региональных дистрибьюторов. Но у такой схемы есть недостаток — сильная зависимость от крупных партнеров. Руководство компании уже не могло закрывать на этот минус глаза, когда после ухода одного из дистрибьюторов объем продаж в его регионе упал на треть. Потребовалось решение, которое позволило бы удержать покупателей даже в такой ситуации. Его поиск и реализацию поручили нашей команде.
Мы предложили создать электронную площадку, на которой не только дистрибьюторы, но и конечные покупатели могли бы заказывать продукцию компании. Было решено настроить личные кабинеты и связать их с данными контрагентов через «1С: Управление торговлей» версии 10.3.
Два рабочих момента были известны почти со старта.
Первый заключался в том, что в большинстве случаев клиенты заказывали товары не напрямую у производителя, а у регионального дистрибьютора — так удобнее. У каждого дистрибьютора есть свои локальные остатки продукции. Важно было показать эти остатки в личном кабинете покупателя, чтобы не возникало ситуаций, когда клиент заказывает товар, которого недостаточно на складе или вообще нет в наличии.
Для решения этой задачи мы дали дистрибьюторам возможность удобно и быстро выгружать данные об остатках на площадку из своих 1С с помощью специально разработанных для этого программ. Кроме того, если покупатель видит, что некоторых позиций у регионального дистрибьютора сейчас нет, он может заказать их напрямую с центрального склада «Альта», а значит, компания в любом случае не теряет деньги.
Второй момент был связан с нежеланием части клиентов пользоваться электронной площадкой. Некоторые бизнес-партнеры компании сообщили, что им удобнее было бы получать прайс-листы по старинке, в виде таблиц Excel. Теперь если клиент хочет получить прайс-лист, он отправляет письмо на выданный ранее адрес, а 1С в ответ формирует таблицу с указанием актуальных остатков и цен.
Мы детально проработали эти моменты. Проект плавно шел к завершению, клиентская сторона интерфейса была уже почти готова, обмен данными между 1С и сайтом вот-вот должен был заработать. Впереди маячил дедлайн, но нас это не смущало — мы прекрасно успевали закончить работу раньше срока.
Клиентская часть интерфейса
CRM
Но тут оказалось, что клиенту нужны персональные прайс-листы, о которых в ТЗ не было ни слова. Иными словами, заказчик хотел устанавливать особые цены для разных клиентов, включая конечных покупателей. И эти цены должны были отображаться на сайте и фиксироваться в файле Excel, если покупатель захочет получить прайс в таблице.
Успеть до дедлайна
Задача по добавлению персональных прайс-листов была довольно трудной:
● От варианта реализации цен зависела разработка всей серверной части проекта. Цены выводятся в каталоге, личном кабинете, карточке товара, корзине — это один из основных элементов сервиса. Не решив проблему, мы не могли продолжать работу над проектом.
● Со стороны 1С проблем с установлением персональной цены не было. А вот Битрикс использует принцип минимальной стоимости, привязанной к группе пользователей. С учетом огромного ассортимента компании и широкой сети продаж устанавливать персональную цену по всем позициям для каждого покупателя было нелогично, это резко замедлило бы работу сервиса. Подходящего решения у Битрикса не нашлось — но и отказываться от его функционала мы не могли, пришлось бы полностью переделывать клиентскую часть сервиса.
● Перспектива срыва сроков из-за новых вводных стала вполне реальной. Нам нужно было не только реализовать персональные прайс-листы, но и сначала разобраться, как это можно сделать, и согласовать решение с заказчиком.
Положение спасла команда специалистов по 1С. Они проанализировали историю продаж компании, чтобы установить закономерность в формировании персональных цен, и выяснила: особую стоимость товаров устанавливают для региональных дистрибьюторов, нескольких крупных оптовиков и федеральных торговых сетей, притом сетевым магазинам нужна еще и возможность установления акционных скидок. Мы разделили всех клиентов компании на группы и сделали особые прайс-листы для каждой из них, а крупным сетевым магазинам вдобавок открыли возможность быстро устанавливать скидки на товары.
Конечно, презентация ограничений на персональные цены прошла не слишком гладко. Но зато мы смогли в установленные сроки запустить проект с полным функционалом, включая возможности, не указанные в ТЗ.
Кроме того, мы еще продумываем варианты улучшения бизнес-схемы «Альта» и надеемся, что сможем предложить отличные варианты для совершенствования проекта.
Что в итоге?
Сервис решил сразу ряд проблем. У сотрудников появилось больше свободного времени для работы над творческими и аналитическими задачами — рутиной теперь «занимается» программа. Клиенты получили возможность покупать товары компании в розницу, даже если их нет у регионального дистрибьютора. Сеть дистрибьюторов расширилась, оптовикам стало еще легче и удобнее оформлять заказы. Кроме того, на получение актуальной информации теперь уходит гораздо меньше сил и времени. Ситуации, когда один товар резервируют несколько клиентов, полностью исчезли.
Итог — сервис, удобный для всех, начиная с самой компании «Альт», и заканчивая розничными покупателями.